Редко я сейчас что-то пишу сюда. Особенно про кино. Назвал бы причины, но чаще всего просто не хочу. Если уж и вспоминаю про свой "блог", то в связи с фильмом, который если и не потряс меня, то как минимум (ненавижу эту фразу) заставил задуматься. "Капитан Волконогов бежал" новая работа Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, семейной пары режиссеров, снявших когда-то откровенную комедию "Интимные места", несколько странных фильмов навроде "Про любовь. Только для взрослых", "Салют-7" или "Человек, который удивил всех". Ну и еще работавших над разной степени паршивости сериалами про страдающих и скучающих возрастных хипстеров. Если не ошибаюсь (а я не ошибаюсь) "Гоголя" и "Колл-центр" я бросил смотреть после первых же серий. Так вот, капитан Волконогов, сотрудник ленинградского НКВД в конце 30-х (судя по дирижаблю, на дворе 38-й) живет обычной жизнью сотрудника органов. Ютится в коммуналке, где наводит шороху на соседей одним своим видом, делает зарядку, ловит врагов народа, а в свободное время крутит романы с комсомолками, играет в волейбол с сослуживцами и выступает в самодеятельности. И ничто не предвещало беды, да вдруг его непосредственный начальник под угрозой собственного ареста выпрыгивает из окна прямо на глазах капитана. И тут же всех сотрудников его отдела начинают по одному вызывать на "переаттестацию". Смекнув, что что-то тут нечисто, Волконогов бросается в бега, а по следу ему уже идут ищейки из бывших соратников. Сразу скажу, фильм меня удивил. Это прекрасное кино. И в первые полчаса фильма мне уже казалось, что это практически шедевр. Главный плюс, как и у большинства российских фильмов, это, конечно же, актеры. Прекрасен Юрий Борисов в главной роли. Абсолютно инфернален во всей своей обыденности Тимофей Трибунцев. По-моему, это лучшая его роль. Демоничен в банальности зла Александр Яценко, за холодным спокойствием и отстраненной улыбкой которого прячется внутренний садист. Харизматичен и по-хорошему фриковат Никита Кукушкин, одновременно в роли и лучшего друга главного героя, и его же своеобразного ангела-хранителя. Что еще важно, попробовали авторы и в эстетику. Картина рисует то ли мир антиутопии, то ли некую альтернативную фантастику, мечту о несбывшемся прошлом. Сотрудники НКВД тут больше похожи то ли на СА-шных штурмовиков, то ли на банду скинхедов. У них модные прически (либо отсутствие оных), на службе и в быту они щеголяют в черных "бомберах" и ярко-красных спортивных костюмах с белыми лампасами и армейскими берцами. Стены здешнего Ленинграда украшены авангардными граффити, чекисты заседают почти что в царских хоромах с хрустальными люстрами и лепниной, полы пыточных устелены сеном, а сам стиль съемки напоминает сразу и перформансы художников-акционистов, и клипы Shortparis. Но тут кроется и недостаток. Визуальная составляющая одновременно и работает, и нет. Если авторы хотели создать некий мир вне времени и эпох (как к примеру было в "Покаянии" Тенгиза Абуладзе), то у них не получилось. Зрителю очевидно, что на экране Ленинград и действуют в нем сотрудники НКВД. Замени "бомберы" и спортивки на привычные гимнастерки с петлицами и голубые фуражки, не изменится решительно ничего. Как будто что-то недожато. Кажется еще вот-вот чуть-чуть и будет совсем хорошо. Нам нарисуют соц-артовский дизельпанк, пластический театр Мейерхольда, раннесоветский авангард ну или на худой конец экспериментальную буффонаду в духе Поллоки и Самсонова. Но нет, увы. Стильная картинка так и осталась картинкой. В этом плане "Капитан Волконогов" проигрывает многим фильмам на похожую тему - "Чекисту" Рогожкина, "Хрусталев, машину!" Германа или тому же "Покаянию". Теперь буду говорить не столько о самом фильме, сколько о его восприятии. Во-первых, у меня уже в печенках сидят христианские аллюзии в современных фильмах о советской эпохе. У нас уже и Красная Армия с Божьей помощью громила нацистов, и чудотворные иконы спасали Москву, и космонавты ангелов видели. Чаще всего все это либо не работает вообще, либо со скрипом и скрежетом, либо задает слишком много вопросов. Вот и тут исключением не становится. Главный герой ведь и не раскаялся искренне. Он пошел на "покаяние", банально спасая собственную шкуру, ну или "душу" если вам угодно. Ну а уж концовка так и вовсе перечеркивает религиозную проблематику. СПОЙЛЕР! Не знал, что самоубийцы в христианстве попадают в рай. Во-вторых, начну издалека. Может для кого-то станет шоком, но мне нравятся, к примеру, книги Гузели Яхиной. Хоть я и не разделяю социально-политических взглядов писательницы и максимально далек от либерально-покаятельной риторики. Однако, и "Зулейха открывает глаза", и "Дети мои" - отличные романы, в которых махровой антисоветчины не так уж и много. Ну, не больше, чем в любой другой современной книге, затрагивающей спорные и противоречивые периоды истории. Последний роман Яхиной "Поезд на Самарканд" я еще не читал. И "Зулейха" - это роман не столько об ужасах тоталитарного совка (даже совсем не о них), сколько феминистская история об осознании и понимании себя, о принятии своей судьбы и том, что даже в аду можно найти счастье. А уж "Дети мои" так и вовсе могут сойти за классический магреализм в духе Маркеса. А вот не к ночи помянутая сериальная экранизация "Зулейхи" - продукт дешевый и бездарный. Плоская агитка, в которой запачкались хорошие актеры и которая в свое время смогла оскорбить всех - коммунистов, демократов, либералов, мусульман, христиан, татарских социалистов, татарских националистов и просто татар. И та самая, вызвавшая столько гнева сцена секса в мечети (КОТОРОЙ НЕ БЫЛО В РОМАНЕ) по-моему, своего рода лакмусовая бумажка восприятия советской эпохи либерально-прогрессивной общественностью. Авторы просто придумали ее, чтобы показать "бездуховность" старого строя. Классический пример принципа "сам придумал - сам ужаснулся". И "Капитан Волконогов" точно так же был бы великолепным фильмом, будучи лишенным христианских метафор и размышлений о великом и духовном. Это был бы отличный исторический триллер, про попавшего в опалу чекиста. Хищника, ставшего добычей. Могло такое быть в реальности? Конечно, могло. А было? Наверняка было. Страшно? Еще как! Так же как страшна судьба каждой жертвы репрессий в отрыве от "миллиардов расстрелянных". А тут еще фильм задает зрителю риторические вопросы и сам же на них отвечает. В СССР половина сидела? Сидела! А вторая половина охраняла? Еще как охраняла! А коммунизм хуже фашизма? Конечно, хуже! И уже находил в сети мнения о фильме, что он актуальный, смелый и злободневный. Да, по-моему сейчас что угодно можно притянуть к актуальности и злободневности. "Ромео и Джульета" актуальна? Ну, запретная любовь, все дела. Новый Завет актуален? Вон сколько людей жертвуют собой ради спасения других. "Война и мир" актуален? Сейчас особенно. Особенно веселят меня размышления моих знакомых, удивленных, как такое "смелое" кино могли выпустить сейчас. Что значит как? Фильм спонсировался напрямую Министерством Культуры РФ! Может открою кому-то секрет, но и постсоветская власть имущая элита, и свободные независимые творцы существуют примерно в одной и той же системе координат и ценностей. И чем хуже жить сейчас, тем страшнее был Сталин. Однако многим моим знакомым банально не хватает денег на необходимые потребности, они откладывают деньги на визит к хорошему врачу в частную клинику и не могут себе позволить завести детей, потому что их не на что будет содержать. Плюс у некоторых из них сейчас появилась вполне осязаемая возможность если и не умереть в окопах, то как минимум оказаться под завалами после ракетного обстрела. А это уже пострашнее любого Сталина. Вот я растекся. А фильм-то ведь и правда хороший. Ладно, нового Дудя уже все посмотрели? Что он там интересного говорит? #кино@dreams_of_smoker

Теги других блогов: кино рецензия российское кино